Warning: Constants may only evaluate to scalar values in /home/cdandusja/e-slovar.ru/docs/inc/global.php on line 27

Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /home/cdandusja/e-slovar.ru/docs/inc/global.php:27) in /home/cdandusja/e-slovar.ru/docs/index.php on line 54

Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /home/cdandusja/e-slovar.ru/docs/inc/global.php:27) in /home/cdandusja/e-slovar.ru/docs/index.php on line 55

Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /home/cdandusja/e-slovar.ru/docs/inc/global.php:27) in /home/cdandusja/e-slovar.ru/docs/index.php on line 56

Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /home/cdandusja/e-slovar.ru/docs/inc/global.php:27) in /home/cdandusja/e-slovar.ru/docs/index.php on line 57

Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /home/cdandusja/e-slovar.ru/docs/inc/global.php:27) in /home/cdandusja/e-slovar.ru/docs/index.php on line 58

Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /home/cdandusja/e-slovar.ru/docs/inc/global.php:27) in /home/cdandusja/e-slovar.ru/docs/index.php on line 59
3) цифрового обозначения кегля шрифта в пунктах, отделённого от предше :: Ш :: Словари | Большой толковый словарь Владимира Чернышева
24349 статей и иллюстраций

Войти
на сайт
Проект издательского дома «Глобус Стиль» и интернет агентства «Веб Оптима»


БОЛЬШОЙ ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ содержит как древнейшие, так и современные слова по самым разным отраслям экономики, науки, культуры.
Подробнее о проекте

Warning: mysql_fetch_array() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /home/cdandusja/e-slovar.ru/docs/inc/system.php on line 215
Ш
Всего статей — 24349. На «Ш» статей — 279

3) цифрового обозначения кегля шрифта в пунктах, отделённого от предше

3) цифрового обозначения кегля шрифта в пунктах, отделённого от предшествующего элемента дефисом.
Если шрифт одного и того же кегля имеет два варианта очка по размеру (крупное и мелкое), то мелкое очко обозначается строчной буквой, поставленной после цифрового обозначения кегля (10 м).
Базовый шрифт (англ. base font) — шрифт, с которым будет работать программа текстового процессора при её запуске.
Может быть заменен на другой шрифт.
Линии шрифта — воображаемые (две, три и т. п. — обычно: три) горизонтальные параллельные линии, проходящие через верхние или нижние окончания букв в строке (не считая выносных элементов).
Состоят из верхней линии шрифта строчных букв, верхней линии шрифта прописных букв, нижней (базовой) линии всего шрифта.
Отраслевой стандарт /ОСТ 29.127–96/ не рекомендует располагать линии шрифта основного, дополнительного и вспомогательного текстов, а также выделений (более, чем в двух направлениях по отношению к корешковому сгибу) на развороте или полосе в изданиях для детей до 6 лет.
Верхняя линия шрифта — воображаемая горизонтальная линия, которая ограничивает верхние пределы окончаний букв за исключением выносных элементов.
Верхняя линия различна у строчных и прописных букв.
Базовая линия шрифта — воображаемая горизонтальная нижняя линия, вдоль которой располагаются все нижние элементы букв и знаков. Этой линии зрительно подчинена вся строка, в т.ч. нижние части округлых букв.
Выносные элементы шрифта — части букв и знаков типографского шрифта, которые выступают за его верхнюю и нижнюю линию.
Выделение текста — «особое полиграфическое оформление фрагментов текста (фраз, отдельных слов, букв, знаков) по сравнению с принятым для этого текста» /ОСТ 29.130–97, 4.2.2/.
Выделение может быть достигнуто как шрифтовыми, так и нешрифтовыми (подчёркивания, цветность, рамки и т. д.) способами.
Шрифтовое выделение текста — «выделения текста с помощью набора шрифтом иного начертания, чем шрифт основного текста, но того же кегля и гарнитуры или шрифтом более мелкого либо крупного кегля, шрифтом других гарнитур и т. п.» /ОСТ 29.130–97, 4.2.2–1/. См. также Шрифтовые выделения текста.
Перечеркивание (англ. strikethrough) — стиль шрифта, используемый в программах настольных издательских систем, в котором каждая буква перечеркнута горизонтальной линией.
Титульные шрифты — комплекты литер, предназначенные для набора заголовков, обложек, титульных листов.
Такие шрифты имеют крупный кегль (от 12 п.) Титульные шрифты также применяются для набора обложек, плакатов, афиш.
Акцидентные шрифты — комплекты литер, предназначенные для набора малых типографских форм (бланков, ценников, дипломов, этикеток, объявлений и т. д.)
Гражданский шрифт — шрифт, введенный в российское общество в 1708 г. Петром I в результате реформы языка (вместо древнерусского шрифта) для набора книг и изданий светского характера.
Этот шрифт назван для отличия от церковно-славянского шрифта, которым набираются богослужебные книги.
Петровская реформа заключалась в создании шрифта на основе нового почерка московского письма на рубеже веков, в изменении и упрощении алфавитного состава. Первой книгой, вышедшей с гражданским шрифтом в марте 1708 г., стала «Геометриа славенски землемерие».
Из русской азбуки были, в частности, исключены оказавшиеся излишними для передачи русской речи греческие буквы пси, кси, омега, лигатура от, знаки ударений (силы), придыхания и сокращений (титлы).
В алфавит были введены новые начертания букв «Э», «Я»; вместо обозначения чисел буквами стали применять арабские цифры.
В 1710 г. в утвержденной Петром азбуке были восстановлены применявшиеся в старой печати буквы, за исключением пси, омеги и лигатуры от. Эскизы рисунков букв делал сам Пётр, рисовальщиком шрифта был Куленбах, работавший в штабе А.Д.Меншикова. Литеры букв изготавливались на московском Печатном дворе.
Русский гражданский шрифт — первоисточник русской шрифтовой графики, он положен в основу сербского и болгарского письма, некоторых стран СНГ.
К классическим образцам русского гражданского шрифта относятся шрифты типографии Московского университета конца XVIII века. К другому историческому типу шрифтов относятся шрифты с резко выраженной контрастностью и тонкими засечками.
Устав — почерк древних славянских рукописей с чётким геометрическим рисунком букв.
Древнейшие памятники славян написаны уставом, например, «Остромирово евангелие» (1056–57 гг.) Уставом написаны берестяные грамоты. Первоначально уставом писали богослужебные, учительные книги и деловые документы (грамоты).
Выделяется прямым почерком, симметричным расположением букв, редким использованием сокращений. В XIV в. на основе новообразований XIII в. формируется новый тип устава, буквы которого несколько вытянуты в длину.
Устав господствовал вплоть до XV в., когда он был вытеснен полууставом. Новым уставом готовились старательные торжественные письма роскошных книг XV–XVII вв., написанных как на бумаге, так и на пергаменте.
Полуустав — тип почерка древних славянских рукописей, написанных кириллицей.
По сравнению с уставом начертания букв лишены каллиграфической строгости: прямые линии допускают некоторую кривизну, округлые не представляют собой правильной дуги. Одна буква может употребляться одним и тем же писцом в нескольких вариантах.
Южнославянские полууставные рукописи возникли с конца XIII в. Более поздние рукописи полуустава сохраняют традиции русского устава, но значительно проще, имеют больше сокращений, выносных букв и т. д. С XIV в. появился новый тип полуустава, для которого характерны наклон письма к концу строки, увеличение вариантов буквенного начертания, обилие разнообразных надстрочных знаков.
Шрифт старопечатных книг XVI в. (от «Апостола» Ивана Фёдорова) сложился на основе полууставных почерков московских рукописей.
Стиль шрифта (англ. style) — манера, в которой выполнен данный шрифт.
Каждый набор шрифтов обычно включает в себя базовые — нормальный, жирный, курсив, подчёркнутый и т. д. Некоторые наборы шрифтов включают перечёркнутые буквы, а также контурный шрифт.
Стиль гарнитуры — способ начертания шрифтовых элементов, образующих целостные выделительные признаки.
Стиль модерн — гарнитуры с шрифтами, у которых высоко поднята средняя линия шрифта, непропорционально маленькие нижние выступающие элементы строчных букв.
Стиль века — гарнитуры с шрифтами, у которых выступают вверх основные штрихи строчных букв «ж», «к», «ы», «ъ», строчная буква «т» с тремя штрихами, отличаются особой формой полуовалов в прописных буквах «Б», «Ъ», «Ы», «Ь».
Антиква (лат. antiquus — древний) — наборный шрифт латинской алфавитной системы, созданный на основе древнеримского капитального шрифта.
Назван так за сходство с шрифтами античной эпохи, в частности римского архитектурного шрифта начала новой эры.
Представляет собой округлый гармоничный изящный шрифт. Антиква — антипод готической ветви шрифтов как по форме знаков, так и по основному назначению.
Сложилось несколько типов антиквы, различающихся контрастностью штрихов, формой засечек, техникой исполнения (рисование, гравирование, письмо ширококонечным пером и т. д.)
К классическим шрифтам типа антиква относятся шрифт, разработанный во Франции в начале XVI в. К.Гарамоном; шрифт, разработанный в Великобритании У. Кеслоном (начало XVIII в.) и Дж.Баскервиллом (середина XVIII в.).
Медиеваль — тип шрифтов, созданных типографами XV–XVI вв.
В основе построения медиеваля лежит квадрат.
Медиевальные шрифты характеризуются умеренным контрастом, засечками треугольной формы с радиусом кругления на всю их длину и смещением осей наплывов в округлых формах букв.
Медиевальные шрифты — группа шрифтовых гарнитур с умеренной контрастностью, засечками в виде плавного утолщения концов основных штрихов и близких по форме к треугольнику, наклонными осями округлых букв.
Медиевальные шрифты выделены классификацией стандартных наборных шрифтов в ГОСТ 3489.1–71.
Из современных шрифтов в группу медиевальных входят гарнитуры: литературная, банниковская, заголовочная газетная, Лазурского.
Готика (готическое письмо) — вид латинского письма эпохи средневековья XII–XV вв., который имеет красивые, широкие, округлённые буквы. См. также Готика.
В основном было распространено в Германии, Франции, Англии.
В Германии готическое письмо широко использовалось вплоть до 1945 г. В настоящее время готическое письмо используется для оформления названий некоторых марочных товаров, этот вид письма символизирует древние традиции, историю, происхождение.
Выделяется четыре вида готического письма текстура, фрактура, швабахер, кругло-готическое письмо.
Текстура — острое готическое письмо.
Фрактура — острое готическое письмо с ломаными очертаниями.
Фрактура является наиболее распространённым видом готического письма, в связи с чем готическое письмо в целом иногда называется фрактурой;
Швабахер — ломаное готическое письмо с округлёнными очертаниями некоторых букв;
Кругло-готическое письмо — переходный вид готического письма к так называемому гуманистическому письму эпохи Возрождения (как подражание римским монументальным надписям).
Прописот — сухие оттиски для перевода шрифта, используемые в рекламных ателье, проектных бюро, на выставках, в оформительских работах.
Прописоты выпускаются в широком ассортименте разных типов шрифта, белого, чёрного, синего и красного цветов.
Рельефно-точечный шрифт — см. Шрифт Брайля.
Шрифт Брайля — рельефно-точечный шрифт для чтения слепыми, который изобрел француз Луи Брайль.
Сам изобретатель ослеп в 3-летнем возрасте. В 1829 г. он создал свой знаменитый шрифт. На основе своих принципов Брайль разработал нотопись. Он был талантливым музыкантом, преподавал музыку слепым.
В основе рельефно-точечного шрифта лежит комбинация шести точек. Они выдавливаются на листе и различаются на ощупь. Для обозначения первых букв алфавита служат верхние и средние точки шеститочия. Для обозначения последующих букв добавляется нижняя точка слева и справа, затем справа. Различные комбинации шеститочия дают возможность обозначать также цифры, знаки препинания, математические, химические и нотные знаки.
Брайль также разработал особый способ печати, получивший его имя — брайлевская печать (см. Тиснение), который используется для набора книг для слепых.
Пуансон (фр. poincon) — стальной брусок с выпуклым изображением буквы или знака.
Служит для выдавливания углублённого очка матриц шрифтолитейных и наборных машин. Пуансоны изготавливают вручную или на гравировальных станках — по шаблонам или копиям рисунков букв и знаков.
Литера — брусок из металла (твёрдого сплава, материала), имеющий на одном из торцов выпуклое очко — рельефное изображение буквы или знака, используемое в качестве печатающего элемента; литерные шрифты, используемые для набора текста в типографиях.
Расстояние между верхней и нижней стенками литеры называется кеглем.
Рост литеры — расстояние от нижнего торца литеры до поверхности рельефной части буквы (знака).
Иными словами, рост определяет расстояние между основанием ножки и печатающей поверхностью очка. Рост одинаков для всех литер одной гарнитуры.
Рост шрифта — тоже самое, что и рост литеры.
Толщина литеры — расстояние между боковыми стенками литеры, которая зависит от вида знака и характера его начертания (прямое, курсивное, узкое, широкое и т. д.)
Заплечики — расстояние от верхней части буквы (знака) до задней стенки литеры и от нижней части до передней стенки литеры.
Заплечики также определяются как свободные пространства над и под строчной буквой, а также под прописной буквой, благодаря которым смежные строки не сливаются друг с другом.
Ножка литеры — брусок литеры без её рельефной части.
Головка литеры — рельефная часть литеры.
Сигнатура — поперечное углубление в передней стенке стоящей литеры.
Сигнатура в виде поперечного скруглённого углубления помогает наборщику на ощупь точно и правильно устанавливать литеру в верстатку в процессе набора.
Очко — 1) рельефное изображение буквы или знака, печатающие элементы самой литеры. 2) верхняя торцовая часть изображения буквы (знака). 3) сам оттиск изображения буквы или знака.
Различаются выпуклое и углублённое очко.
Выпуклое очко представлено на литерах, в строках, стереотипах. Выпуклое очко литеры называется головкой, а остальная часть — ножкой.
Углублённое очко выполняется на матрицах для отливки стереотипов или изготовления гальваностереотипов.
Рисунок очка состоит из основных и соединительных штрихов. Вертикальные штрихи знаков очка называются основными.
Горизонтальные, наклонные и округлые штрихи называются соединительными. Чёрточки, которыми могут заканчиваться основные штрихи, называются засечками.
Очко литеры располагается на площадке, стороны которой соответственно равны кеглю и толщине литеры.
Свободные места сверху и снизу от очка литеры называются заплечиками, а сбоку — межбуквенными интервалами — апрошами. Они необходимы для удобочитаемости.
Постановка очка шрифта — положение основных штрихов шрифта по отношению к вертикали.
Синоним: наклон шрифта.
По такому признаку начертания шрифта различаются шрифт прямого начертания (без наклона), курсивного начертания (наклонённого вправо), обратного курсивного начертания (наклонённого влево).
Насыщенность очка шрифта — характеристика начертания шрифта, по которой шрифты, в зависимости от того, как соотносится толщина основных штрихов знаков с их высотой, делятся на шрифты светлого, полужирного и жирного начертаний.
Чем толщина основных штрихов больше, тем шрифт жирнее, т. е. насыщеннее.
Насыщенность очка шрифта согласно ГОСТ 3489.1–71 определяется отношением толщины основного штриха букв типа «н» к их высоте.
Наклон шрифта — см. Постановка очка шрифта/Шрифты
Засечки — штрихи в виде маленьких хвостиков на концах букв; окончания основных штрихов букв; графически выделенные верхние и нижние окончания штрихов в буквах и знаках.
Синоним: сериф.
Такие штрихи имеют различную форму и направленность. Засечки имеют большое значение в формообразовании рисунка шрифтов. Благодаря засечкам литеры одного шрифта отличаются от другого.
Будучи дополнительными и необязательными элементами, засечки способствуют связи букв в единое слово, повышают удобочитаемость шрифта.
Засечки классифицируют по форме (треугольные, прямоугольные, волосные, шипообразные и т. д.), по ориентации (вертикальные и горизонтальные), ритмическому расположению (двухсторонние, односторонние), функциональной направленности (для чтения, декоративные).
Шрифт с засечками (англ. serif) — шрифт, в котором на концах букв ставятся тонкие линии, формирующие более совершенный контур символа.
Исследования показывают, что шрифты с засечками способствуют лучшему распознаванию символов человеческим глазом, ускоряют и облегчают процесс чтения.
Такие шрифты есть в программах настольных издательских систем. Примером служат шрифты Times, Centurion или Bodoni.
Если буквы не имеют таких засечек, шрифт называется «шрифт без засечек», sans serif; к таким относится Helvetica, Furura и Univers.
Брусковые шрифты — класс шрифтов, для рисунка которых характерны два основных признака: малая контрастность основного и соединительных штрихов или почти полное отсутствие её и сами засечки прямоугольной брускообразной формы.
Гротескные шрифты — класс рублёных шрифтов.
Представляют собой шрифты без засечек с основными и соединительными штрихами либо одной толщины и полным отсутствием контрастности, либо с малозаметной разницей в толщине штрихов и с исключительно малой контрастностью.
Примерами таких шрифтов являются Акцидент-гротеск, Газетная рубленая гарнитура, Гермес-гротеск, Жирный гротеск, Журнальная рубленая гарнитура, Рояль-гротеск и т. д.
Гарнитура шрифта — семейство шрифтовых начертаний; комплект шрифтов одного рисунка, отличающихся разными начертаниями и размерами.
Внутри гарнитур шрифты разделяются по начертанию и размерам.
Основными признаками при классификации гарнитур на классы и группы являются три основополагающие характеристики:
• конструкция букв алфавита по ширине;
• контраст между шириной соединительных и основных штрихов;
• наличие и форма засечек в литерах.
Конструкция букв алфавита по ширине определяет в значительной мере графическое построение шрифта и определяет его удобочитаемость. По этому признаку шрифтовые группы подразделяются на три класса: одноширинные, разноширинные, смешанные.
Под шириной принято называть оптическое равенство ширин букв, причем некоторые буквы (Ж, Ш, Щ и т. д.) имеют полуторную ширину.
Контрастность в ширине штрихов букв важна при объединении шрифтов и иллюстраций в одной композиции. Для контрастных гарнитур максимальное отношение ширин соединительных и основных штрихов примерно равно 1 : 3. В малоконтрастных и неконтрастных такое соотношение равно 2 : 3 и, соответственно, 1 : 1.
Форма засечек наряду с контрастом в ширине штрихов положена в основу классификации гарнитур на группы по родству их рисунков.
Разумеется, в основу классификации шрифтов могут быть положены и другие признаки, в частности, формы окончаний штрихов, контуры круглых знаков, углы встречи штрихов и т. д.
За каждой гарнитурой обычно закрепляется своё название, нередко это имена создавших их художников.
Применение различных гарнитур наборного шрифта по их группам регламентировано гигиеническими требованиями, в частности, для детей ОСТ 29.127–96.
Российские стандарты также ограничивают число гарнитур и начертаний для основного, дополнительного и вспомогательного текстов, а также для выделений, в зависимости от возрастной группы читателей.
Контрастность шрифта — соотношение основных и соединительных штрихов по толщине.
Шрифты бывают равноконтрастные (например, Букварная гарнитура), малоконтрастные (например, Литературная гарнитура) и резкоконтрастные (например, гарнитуры Бодони).
Отраслевой стандарт (ОСТ 29.124–94) при наборе шрифтом кг. 8 и менее не рекомендует шрифты резкоконтрастных гарнитур.
Ёмкость шрифта — «характеристика гарнитуры шрифта, зависящая от плотности шрифта и определяемая количеством знаков, помещаемых в строке данного формата» /ОСТ 29.130–97, 4.2.1–1.1/.
Иными словами, это число знаков шрифта определённой гарнитуры, начертания и кегля, который приходятся на единицу длины, обыч-
но 1 кв.
Расчёт ёмкости шрифта производится по формуле по ГОСТ 3489.1–71.
Ёмкость шрифта в книжных изданиях для детей в зависимости от возрастной группы регламентирована ОСТ 29.127–96.
Начертания гарнитуры — изменения рисунка шрифта (графическая разновидность шрифта) в пределах одной гарнитуры. См. также Начертание шрифта.
Начертания типографского шрифта зависит от положения очка букв и знаков.
Разработанность каждой из гарнитур в начертаниях зависит от её рисунка, предназначения, способа набора.
В XIX в. возникает множество новых рисунков шрифтов: «египетские» (брусковые) шрифты с очень малой контрастностью и засечками прямоугольной брускообразной формы; «гротесковые» (без засечек), оттенённые, рукописные и другие.
Такие шрифты получили особенно широкое применение в наборе книжных изданий, газетах, журналах в качестве заголовочных, титульных, рекламных и т. д.
Наиболее полно представлены в начертаниях гарнитуры шрифтов универсального назначения.
Начертание шрифта — «каждое видоизменение наборного шрифта, входящего в состав одной гарнитуры» /ОСТ 29.130–97, 4.2.1–3/.
При этом начертания шрифта различаются: по плотности или ширине (Узкое, Нормальное, Широкое), по насыщенности очка (Светлое, Полужирное, Жирное), по наклону или постановке очка (Прямое, Курсивное, Наклонное).
Начертания шрифта зависят от положения очка букв и знаков (Прямое начертание; Курсивное начертание), ширины очка (нормальное, узкое, широкое начертания), насыщенности штрихов букв и знаков.
Применительно к книжным изданиям для детей начертания шрифта регламентированы ОСТ 29.127–96.
Ширина очка шрифта — расстояние между основными штрихами букв, один из основных показателей начертания шрифта.
Этот признак определяет шрифты нормального, узкого и широкого начертания.
Узкое начертание шрифта — вид начертания шрифта, которое отличается по плотности очка шрифта.
При узком начертании ширина очка близка к половине высоты шрифта.
В таком шрифте отношение ширины знака типа строчной буквы «н» к его высоте составляет свыше 50, но до 65% при кг. 7–5, свыше 45, но до 60% при кг. 8–12, свыше 40, но до 55% при кг. 14–48.
Широкое начертание шрифта — начертание шрифта, которое отличается по плотности очка шрифта.
В таком начертании, по определению ГОСТ 3489.1–71, отношение ширины знака типа строчной буквы «н» к его высоте составляет свыше 90 до 115 % при кг. 5–7, свыше 85 до 105% при кг. 8–12, свыше 80 до 95 при кг. 14–48.
При этом визуально ширина очка по размеру близка к высоте или несколько больше её.
Внутрибуквенный просвет — расстояние между основными штрихами букв знаков шрифта, один из его графических признаков /86, с. 65/.
Насыщенность шрифтовых штрихов — зависимость начертания шрифта от отношения ширины основного штриха буквы нормального начертания к её внутрибуквенному просвету (пробелу).
Плотность очка шрифта — один из признаков начертания шрифта, как соотношение ширины знаков с их высотой.
По такому признаку шрифты делятся на шрифты узкого, нормального и широкого начертания. Менее часто встречаются начертания сверхузкое (с соотношением не более 50% при кг. 5–7; 45% при кг. 8–12; 40% при кг. 14–48) и сверхширокое (с соотношением не менее 115% при кг. 5–7; 105% при кг. 8–12; 95% при кг. 14–48).
Обычно плотность шрифтового очка определяется отношением ширины знака типа строчной буквы «н» (по осям штрихов) к его высоте. Плотности очка шрифта указываются в ГОСТ 3489.1–71.
Наплыв — максимальное утолщение в основных штрихах округлых букв или округлых частей букв.
Основные штрихи — штрихи рисунка букв, составляющие её основу. Преимущественно это вертикальные линии букв и соответствующие им в шрифте курсивного начертания.
Соединительные штрихи — штрихи букв шрифта, соединяющие их основные штрихи — горизонтальные, наклонные, округлые.
Светлое начертание шрифта — вид начертания шрифта, в котором внутрибуквенный пробел в 2–4 раза больше ширины основного штриха.
По ГОСТ 3489.1–71 у такого шрифта отношение толщины основных штрихов строчных букв типа «н» к их высоте не превышает 25% при кг. 5–7.
При кг. 8–12 такое отношение составляет 23%, при кг. 14–48–21%.
Почерк гарнитуры — вид шрифта, способ изображения букв. Выделяются прописные, строчные, курсивные начертания шрифта.
Прямое начертание — вид начертания в пределах одной гарнитуры, при котором основные штрихи букв и знаков расположены вертикально.
Нормальное начертание — вид начертания, которое выделяется по плотности очка шрифта и у которого отношение ширины знака типа буквы «н» к его высоте составляет от 65% до 90% при кг. 5–7, от 60% до 85% при кг. 8–12, от 55% до 80% при кг. 14–48.
Большинство книг набирается шрифтом такого именно начертания.
Курсивное начертание — тоже самое, что и курсив.
Курсив (лат. cursus — бег; cursiva litera — скоропись; cursivus — бегущий; англ. italic) — вид наклонного типографского начертания, при котором отклонение основных штрихов букв составляет в среднем
15° вправо.
Синоним: курсивное начертание.
Курсивный шрифт напоминает рукописный.
Первоначально понятие курсив в латинском и греческом письме означало скоропись. Писать курсивом удавалось только на мягком материале — папирусе, пергаменте. Курсивные формы письма были обнаружены в надписях на помпейских стенах.
Впервые курсив был применен в изданиях Альда Мануция. Такой шрифт награвировал по его заказу Франческо Гриффо.
Греческий курсив впервые применён в изданиях Альда Мануция в 1494 г., латинский — в 1501 г.
В аспектах удобочитаемости курсив уступает шрифту прямого начертания, поэтому его используют в ограниченных объёмах.
Курсив эффективно применяется для выделения наиболее важных слов, частей предложения, предложений (цитат, высказываний и т. д.), отдельных частей текста, ключевых слов и т. д.
Все текстовые процессоры и программы настольных издательских систем имеют среди своих шрифтов курсив.
Полужирное начертание — вид начертания шрифта в пределах одной гарнитуры, в котором внутрибуквенный пробел и толщина основного штриха примерно равны.
Синоним: полужирный шрифт; полужирное начертание.
Сокращённо: полужирный.
Полужирный (англ. bold) — шрифт с большей шириной букв; обычно используется для выделения.
Полужирное начертание характеризуется утолщёнными основными штрихами букв и знаков, равными примерно по толщине внутрибуквенному просвету.
Жирное начертание — вид начертания, в котором внутрибуквенный пробел меньше (уже) толщины основного штриха.
Такое начертание выделяется прежде всего насыщенностью очка знаков.
Прямой светлый шрифт (англ. roman) — разновидность шрифта, в котором буквы расположены вертикально, в отличие, к примеру, от курсива, и не выделены особым образим, как, например, в полужирном или жирном шрифте.
Положение очка гарнитуры — прямое, наклонное вправо, наклонное влево (последнее применяется в настоящее время только в картографии).
Ширина гарнитуры — тоже самое, что и плотность гарнитуры.
Плотность гарнитуры — сверхузкое, узкое, нормальное, широкое, сверхширокое.
Насыщенность гарнитуры краской — светлое, полужирное, жирное.
Эм (англ. еm) — единица измерения ширины шрифта, равная ширине кегля строчной буквы m используемого шрифта.
Эн (англ. en) — единица измерения ширины шрифта, равная ширине кегля строчной буквы n используемого шрифта или половине m.
Кегль (нем. Kegel) — размер шрифта, который определяется расстоянием между верхней и нижней гранями литеры. Измеряется в пунктах или квадратах.
Иное написание: кегель.
Аббревиатура: кг.
Кегль — «размер литеры наборного шрифта в стоячем положении от передней до задней стенки» /86, с. 157/.
Практически кегль, пишет А.Э.Мильчин /86, с. 157/ — это высота буквы или знака в строке с просветом над и под ними (заплечики), необходимым для того, чтобы их штрихи в смежных строках не сливались друг с другом. Кегль обозначается в пунктах; например, кг. 10 — это шрифт, кегль которого равен 10 п.
Шрифты каждого из кеглей имеют своё название — Боргес, Бриллиант, Диамант, Корпус, Миньон, Миттель, Нонпарель, Парангон, Перл, Петит, Текст, Терция, Цицеро.
Кегль на фоне — применение кегля шрифта для печати текста на любом фоне, кроме белого (на цветном, сером и т.п.), который регламентируется ОСТ 29.127–96 в зависимости от возрастной группы читателей.
0 комментарии к статье К списку статей на букву «Ш»
Социальная сеть baby.ru - все про беременность. подробный календарь беременности